Виталий Витаславс "Старославянские способы оздоровления"

Расскажите какие техники, вы используете,и о каких хотите узнать

Модератор: Админы

Ответить
Сообщение
Автор
Гость

Виталий Витаславс "Старославянские способы оздоровления"

#1 Сообщение Гость » 07 фев 2012, 14:39

СТАРОСЛАВЯНСКИЕ СПОСОБЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ. Виталий Витаславс т.+79175031012, +79192019624


Здоровье – это не столько лечение,

сколько образ жизни!


Древняя ненасильственная методика оказания содействия ближнему. Одно из старинных названий данного действа звучало как - ладонье. Уже в самом названии слышится нечто ласковое и теплое, ощущается забота и уют, сердечность и любовь. А исходило из рук знающего - лепое. Это от слова лепо, то - бишь красивое, глазу ладное. К осознанию данным действом допускались только люди, обладавшие сердечным трепетом, смирением, сноровкой, простодушием и смекалкой. Каждое из данных требований имеет свое глубокое обоснование. И не было разделения здесь по возрасту и поду, силе и социальному положению. И не были сии познания для человека наградой, но великим испытанием. Так как внешне все выглядит более чем запросто, но стоит какому ухарю руки приложить, так оно то и не лепится. Во многих сказаниях и былинах можно найти упоминание об этом методе. Особо это не распространялось, ибо не многие отваживались взваливать на
себя данную ношу, требующую от человека зачастую самопожертвования, пережить лютую зависть и черную неблагодарность, а часто просто людскую
глупость далеко не многим под силу. А вот особого таинства из него тоже не делали. Сложна она в познании, не каждому по плечу. Да и народная смекалка:
«что на виду лежит - вора не манит». Но и кому зря завету не показывали, ибо «нет ничего хуже в деле, чем дурак в метеле». Да я сама себя хранит завета,
через многие испытания прошла, многие лета и многие новомодные веяния, многие похваляются владельцами, дискредитируя eg, а ведь жива. И даже принята во многие официальные современные методы оздоровления медицины, психологии, да и обыденной жизни. Действительного представителя этой методики определить одновременно и просто и сложно, он не стремится привлечь к себе внимание зычным голосом, активной жестикуляцией, желанием повелевать другими (хотя для него это просто), не стремится облагодетельствовать с «барского плеча». Хотя, что приметно, люди льнут к нему, хотя сами и не понимают почему, и это вызывает в них агрессию и чем низменнее прилипалы, тем сильнее реакция.

Далее тематическое изложение метода будет произведено в близком и понятном виде с точки зрения современной медицины и психологии.
Сама методика - многообразный творческий процесс, (набор специфических тренингов). В неё входит широчайший набор методик и инструментов. Используются такие виды терапии, как: несомненно первая - экспресс диагностика, искусство, музыка, литература, спорт, телесная, аромо, грязелечение, сон, труд, туризм, вода, травы, животные, психотренинг, комплекс асистов, талассотерапия, танцы и мн. другое. Все зависит от ситуационных обстоятельств и диагностических данных, полученных о непосредственном пациенте или группе. Причем группа может быть, как и случайного подбора, так и уже сложившиеся, такие как спортивные и производственные коллективы, семьи. Количественный состав варьируется в зависимости от поставленной задачи и, конкретных обстоятельств. Продолжительность также зависит от поставленной задачи, и может протекать от нескольких минут до нескольких месяцев. В данном повествовании постараюсь привести ряд примеров и практических правил.
Практической целью методики является помощь человеку в достижении аутентичности, соответствия своему Я - априорной внутренней сущности. При этом, все соматические и психологические нарушения рассматриваются как ошибки человеческого сознания и поведения, а не как прямой результат воздействий природы и социума. Блокирование импульсов Я и искажение индивидуально-адекватного восприятия происходят вследствие воздействия культурных стереотипов и социальных штампов. Задача специалиста: опираясь на язык тела пациента и образы, проявляющиеся в его сновидениях и творческой деятельности, помочь пациенту в осознании своей внутренней сущности, в развитии и воплощении понятого им собственного предназначения, в принятии ответственности за свое бытие. При этом, при необходимости, проводится коррекционная пластика фигуры, внутренних органов, освобождение от фантомных болей, застарелых травм, ускорение процесса заживления поражений, психо-коррекция, решение проблем кожи, зрения, речи, плоскостопия, косметологии, и мн.др.

В методике большое значение придается информационно-энергетическому взаимодействию людей, их семантических полей. Человек в своём развитии (особенно значима в этом роль родителя ребенка, или выбранного образа) в условиях фрустрации основных жизненных потребностей становится носителем негативной энергетики и семантики, могущих отрицательно воздействовать на окружающих. В рамках методической психопедагогики (психопрофилактики) негативные семантические воздействия учитываются и корригируются. Основными способами психотерапии, ориентированной на методику, являются арттерапия, комплекс асист, активная музыкотерапия и имагогнка - работа с образами пациента, возникающими в его сновидениях, визуализациях, рисунках, способствующая самопознанию индивидуальных проблем и тенденций. В имагогике выделяются принципы трактовки образов:
1)индивидуализации (субъективной выгоды);
2) доминанты напряжённой (фрустрированной) потребности;
3) функционального значения символов (специфичность и направление
разворачивающегося действия, характер взаимодействия различных символов).
Асист - одна из ведущих методик старославянских способов оздоровления. Данная методика включает в себя широкий спектр контактно терапевтических упражнений в комплексе с психологическими мероприятиями. Основными факторами исследования и коррекции является скорость, и адекватность реакции организма на произведенный раздражитель. Раздражителем в данном случае являются контактно-тактильное воздействие, звук или свет. Мышечное напряжение связано с различными ситуациями и психологическими травмами, переживаемыми людьми. Механизмы психологической защиты и связанное с ним реактивное поведение способствует формированию мышечного спазма, это выражается в напряжении различных групп мышц, стеснённом дыхании и положении тела. Противостоять патологическим психологическим защитным механизмам можно путём контактного воздействия. С помощью физических контактов высвобождаются скрытые, подавленные эмоции и чувства. Действия (манипуляции) несколько похожи на классические массажные, но в значительнейшей мере отличаются по методологии и эффективности. Высокая эффективность в разрешении данных проблематик происходит при групповой терапии, но важное указание, при необходимости обязательное проведение индивидуальных (личностных) занятий. Это связано с подбором индивидуальных методов решения задачи, фоновой составляющей, инструментальным обусловливанием, глубиной поражения и высокой ответственностью специалиста в достижении конечного результата. Итак, подбор и проведение методики - это, высоко творческий и ответственный процесс.
Наиболее существенный вклад в развитии методологии - это музыкотерапия, особенностями которой являются;
1) принципиальная психопрофилактическая направленность, ориентированная на
приобщение человека к внутреннему опыту гармонического здоровья его тела и повышение
его творческого потенциала;
2) активный характер в спонтанном действии самого пациента, его танце и пении;
3)использование музыкального импровизированного сопровождения,
«рождающегося в непосредственном контакте с человеческим организмом и группой», основным музыкальным инструментом являются барабан или хлопки, где ритм соответствует здоровой висцеральной хроматической тональности;
4) диагностика не только наблюдение двигательных стереотипов и (блоков)
пациента, но и на соматической идентификации музыкотерапевта, его способности в прямом
смысле временно ощутить болезнь другого через самого себя, уловить и отгорировать
диссонанс в другом субъекте после собственной настройки на ритм здоровья;
5) ориентация на спонтанную двигательную активность пациента, регулируемую его
оргазмическим переживанием внутренней гармонии и сочетаемую с ясным (не трансовым!)
состоянием сознания;
6) групповая форма занятия с ориентацией пациента на познание своей внутренней музыки тела.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ.
Инструментальное обусловливание связано с принципом, согласно которому поведение контролируется его результатами и последствиями. Основной путь воздействия на поведение, это '-.— влияние на его результаты, подкрепляющие определенную поведенческую реакцию и по времени следующий за ней. Хотя в повседневной жизни эти стимулы часто совмещены в одном объекте, они могут быть разделены путем анализа с целью систематизации и определения последовательности мер воздействия на модифицируемое поведение. При использовании инструментальных методов управление результатами поведения осуществляется для воздействия на само поведение. Поэтому здесь очень важен этап функционального анализа или поведенческой диагностики. Задача этого этапа состоит в определении подкрепляющей значимости окружающих пациента объектов, установлении иерархии подкрепляющей силы. Это делается путём прямого наблюдения за поведением человека и установления связи между частотой и интенсивностью проявляемого поведения (зависимая переменная) и имеющимися в это время объектами и событиями, происходящими в окружении (независимая переменная). Инструментальные методы могут быть использованы для решения ряда задач:
1). Формирование нового стереотипа поведения, которого до этого не было в репертуаре поведенческих реакций человека (например, кооперативное поведение человека, поведение самоутверждающего типа у пассивного человека и т.д.). Для решения этой задачи может быть использовано несколько стратегий выработки нового поведения. В ходе тренинга ведётся поэтапное моделирование сложного поведения, которое не было свойственно ранее индивиду. В цепи последовательных воздействий важным является первый элемент, который, хотя и отдаленно, связан с конечной целью тренинга, однако с большой степенью вероятности направляет поведение в нужное русло. Этот первый элемент должен быть точно дифференцирован, а критерии оценки его достижения четко определены. Для облегчения проявления первого элемента желательного стереотипа должно быть выбрано условие, которое может быть достигнуто быстрее и легче всего, для этого используется разнообразное варьирующее подкрепление, от материальных предметов до социального подкрепления (одобрение, похвала и др.).
В некоторых случаях используется представление о поведенческом стереотипе как о цепи отдельных поведенческих актов, при этом конечный результат каждого акта является дискриминантным стимулом, запускающим новый поведенческий акт. При реализации стратегии сцепления следует начинать с формирования и закрепления последнего поведенческого акта, находящегося ближе всего к самому концу цепи, к цели. Рассмотрение сложного поведения как цепи последовательных поведенческих актов позволяет понять, какая часть цепи хорошо сформирована, а какая должна быть создана с помощью тренинга. Тренинг должен продолжаться до того момента, пока желательное поведение всей цепи не осуществляется с помощью обычных подкрепляющих стимулов. Фейдинг — это постепенное уменьшение величины подкрепляющих стимулов. При достаточно прочно сформированном стереотипе пациент должен реагировать на минимальное подкрепление прежним образом. Фейдинг играет важную роль при переходе от тренировок с психологом к тренировкам в повседневном окружении, когда подкрепляющие стимулы исходят от других людей, замещающих психолога. Побуждение является вариантом вербального или невербального подкрепления, который повышает у обучающегося уровень внимания и фокусировки на желательном стереотипе поведения. Подкрепление может выражаться в демонстрации этого поведения, прямых инструкциях, центрированных или на нужных действиях, или на объекте действия, и т. д.
2) Закрепление уже имеющегося в репертуаре индивида желательного стереотипа поведения. Для решения этой задачи может использоваться положительное подкрепление, отрицательное подкрепление, контроль стимула.
3) Уменьшение или угашение нежелательного стереотипа поведения достигается с помощью методик наказания, насыщения.
4) Лишение всех положительных подкреплений.
5) Оценка ответа.

ОСВОБОЖДАЮЩАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
ОСВОБОЖДАЮЩАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ - направлена на изменение отношения пациента к собственному заболеванию, в конечном итоге — на возвращение смысла существования и включает в себя также освобождение и отстранение пациента от патогенных воздействий окружающей среды и организма. Реакция личности на болезнь является центральным понятием. Изменение реакции на болезнь невозможно без целостного познания личности и раскрытия этиопатогенеза заболевания. В связи с этим важное место в психотерапевтической работе отводится беседам с пациентом, направленным на поиск обстоятельств жизни, с которыми могут быть связаны болезненные реакции, письменному изложению больным своей автобиографии и биопатографии, анализу сновидений. Метод включает также освобождение от патологического самонаблюдения, так как оно по механизмам, идентичным суггестии, усиливает функциональные расстройства, которые спонтанно, вторично становятся источником патологических опасений и страхов. Выдвигается требование придерживаться «лечащего молчания», т. е. освобождения от постоянного ежедневного рассказа о болезни и ее проявлениях, от «обмена невротическим опытом». Беспрестанное обсуждение патологических расстройств провоцирует их проявление и, следовательно, углубляет реакции на болезнь, а повышенная внушаемость пациентов способствует присоединению к невротической симптоматике собственного заболевания проявлений чужих болезней. Таким образом, метод предполагает (и требует) от человека освобождения от сосредоточенности на проблеме, перемещения ее на периферию существования. Психотерапия рассматривается как модель естественного защитного поведения психически здорового человека.
ОСОЗНАНИЕ
Достижение пациентом в процессе психотерапии отчетливого, явного понимания ранее неосознаваемых аспектов и взаимосвязей собственной психической жизни, внутренних (интрапсихических) проблем и конфликтов, особенностей своего поведения и эмоционального реагирования, взаимоотношений с окружающими, а также причин формирования и развития этих психологических феноменов. В более широком смысле означает также формирование адекватного понимания других людей и окружающего мира. Однако в рамках психотерапии термин «осознание» характеризует прежде всего достижение пациентом понимания самого себя, собственной психической жизни, взаимосвязей и взаимоотношений в самом себе и с самим собой, с другими людьми и окружающим миром, итак - осознание способствует становлению адекватного самопонимания, «образа Я», представления о самом себе за счет интеграции понятием невоспринимаемого ранее материала. Осознание играет значимую роль практически во всех существующих психотерапевтических направлениях и школах, но его значение и удельный вес в процессе, фокусировка «генетическая или интерперсональная», «здесь и теперь» или «там и тогда» и пр., представления о собственно материале осознания, методы и приемы, используемые психотерапевтами для достижения осознания, полностью определяются базовой теоретической ориентацией.
Метод использует знание специфических приемов и особое (психоаналитическое) понимание психического функционирования для выбора и проведения психотерапевтического вмешательства. Для развития Я как одного из компонентов структуры личности в психоанализе специалист с помощью специальных технических приемов (терапевтический союз, свободное ассоциирование, анализ сновидений, интерпретация защит и переноса, высокая частота психотерапевтических сеансов и др.) стремится привести пациента к осознанию защитных психологических механизмов его реакций переноса. В частности, в том виде, в каком они проявляются в ходе взаимодействия пациента со специалистом. Задача методики и психодиагностической психотерапии состоит в выявлении у пациента характера психотравмирующих переживаний личностных конфликтов и в освобождении от них путем достижения инсайта и катарсиса осознания, вытесненных влечений, понимания психологических причин невротических симптомов.
Наиболее важным умением, которым должен обладать специалист, является его способность соотносить сознательные мысли, чувства, фантазии, импульсы и поведение пациента с его бессознательным. Понимание (наряду с выслушиванием и ответом с последующим возвращением к выслушиванию пациента) является одной из 4 фаз при реализации методики выражения мыслей и чувств пациента в ходе психоаналитической терапии. Причем осознание сопряжено с неизбежным сопротивлением пациента, главным образом в силу действия специальных механизмов, препятствующих этому осознанию. Успешное преодоление сопротивления в процессе психотерапии завершается осознанием механизмов дезадаптивной психологической защиты.
Осознание иррациональных установок неадаптивных когниций (автоматических мыслей) или основных механизмов, вызывающих рассогласование между тем, что человек воспринимает, и как он оценивает воспринятое, — главная задача методика Основной смысл сводится к утверждению: нас делают несчастными не вещи и явления, а то, как мы воспринимаем их. Сталкиваясь в различных условиях с провоцирующим проблемы событием, пациент обучается осознавать, как иррациональные установки изменяют восприятия события. Описание события, вызвавшего последствия, заставившие обратиться к специалисту, не требовало бы особых условий, если бы при описании пациент не смешивал вместе то, что произошло, и то, как он воспринимает и как оценивает событие. В результате повторных столкновений с проблемой пациент по ходу занятий учится изменять восприятие (видение) его. И, наконец, он обучается стратегии рационального поведения (многовариантного) в отношении события, расширяет свой диапазон стратегий решения проблемы. Необходимо напомнить, что события, приводящие к проблеме, как правило, создаются не одной иррациональной установкой, а несколькими, находящимися между собой в определенных связях «иерархических, параллельных, артикуляционных». Осознание характера этих связей — основная задача и специалиста, и пациента. Вопрос в том, с чего начинать, обычно определяется вместе с пациентом. К числу основных приемов методики, позволяющих осознать иррациональные установки, относят изменение ракурса рассмотрения явления. Пациент вместо фиксации на том, что вызывает у него длительную болезненную эмоцию, концентрируется на вопросе, как у него возникает эта эмоция, и далее осознает излишнюю широту применения иррациональных установок, излишнюю их персонализацию и, как следствие, обретает способность заменить их более точными и гибкими, менее эгоцентричными, более адаптивными и реалистичными. Задача специалиста - последовательно структурировать эти процессы, помочь пациенту выработать несколько новых альтернативных правил (рациональных установок), которыми бы он руководствовался в поведении. Успешное решение этой задачи определяется процессом осознания и умелым использованием его механизмов психологом.
В методике значение процесса осознания и его основных механизмов наиболее полно раскрывается концепциями личности, принятыми в рамках данного направления. В концепции личности некоторые аспекты опыта индивида в процессе его развития приобретают характер, символизированный в осознании бытия, осознания своего функционирования. Это то, что называется (Я-опыт). По мере взаимодействия со средой, в частности, со значимым окружением, Я - опыт в осознании постепенно развивается в Я-концепцию (реальное Я, т. е. представление о самом себе). Другим важным звеном является идеальное Я - представление о том, каким человек хотел бы быть. Идеальное Я в значительной степени формируется под влиянием извне, под воздействием норм и ценностей, навязываемых человеку окружением и не всегда согласующихся с его собственными потребностями и стремлениями, с его реальным Я. По мере осознания Я у индивида развивается потребность в положительной оценке. Эта потребность носит центральный характер для всех людей, является всеобъемлющей и постоянной. Ради сохранения положительной оценки сю стороны окружающих индивид начинает фальсифицировать некоторые из переживаемых им оценок и воспринимать их только по критерию ценности для окружающих. Возникает существенное: препятствие на пути развития психологической зрелости индивида, его развития как самоактуализующейся личности, и формируется невротическое поведение. Фрустрация потребности в положительной оценке (самооценке) вызывает тревожность. Уровень тревожности зависит от степени угрозы Я структуре. В случае, еслипроцесс защиты неэффективен, переживание полностью символизируется в осознали, а целостность Я-структуры разрушается этим переживанием неконгруентности, правильно символизируемых в осознании. В результате наступает состояние дезорганизации. Указанному выше пониманию личности и нарушений его функционирования соответствуют и основные принципы клиентиентрированной терапии.
Следует выделить личностно - ориентированную (реконструктированную) психотерапию. Осознание, в рамках личностной ориентированной рассматривается в 3 сферах: интеллектуальный (когнитивный аспект), эмоциональный и поведенческий. Задачи интеллектуального осознания сводятся к следующим направлениям:
Осознание взаимосвязей (личность-ситуация-болезнь);
Осознание интерперсонального плана собственной личности;
Осознание генетического (исторического) плана.
Осознание взаимосвязей <сличность-ситуа1щя-болезнь» не имеет определяющего значения для собственно психотерапевтической эффективности, оно создаёт устойчивую мотивацию для активного и осознанного участия пациента в психотерапевтическом процессе. В эмоциональной сфере в данном процессе, пациент начинает понимать и вербализировать свои чувства, может приобрести искренность в отношении чувств к самому себе, раскрыть свои проблемы с соответствующими им переживаниями, произвести эмоциональную коррекцию своих отношений, модифицировать способ переживаний эмоционального реагирования, восприятия отношений с окружающими. Способности пациента корригировать неадаптивные реакции в формы поведения с учетом их значения и функций в структуре психопатологических расстройств — основное следствие процесса осознания в поведенческой сфере. При личностно- ориентированной (реконструктивной) психотерапии, особенно в групповой ее форме, имеет значение не только осознание, но главным образом, формирование более адекватного самосознания и расширение его границ. С внедрением видеотехники в терапию появилась возможность более направленного влияния на формирование процесса осознания в различных сферах, что приводит к его ускорению и тем самым - к повышению эффективности психотерапии.
ГРУППЫ
Группы существуют в двух основных формах. Открытые группы не имеют постоянного состава участников: по мере необходимости одни пациенты уходят из группы и на их место в состав уже работающей группы включаются новые члены. В открытых группах, как правило, нет заранее фиксированной длительности работы.
Закрытые группы отличаются постоянством и составом участников, новые члены в группу не включаются и в том случае, если из нее по какой-либо причине выбывает пациент до окончания срока лечения. Закрытые группы обычно имеют фиксированный срок действия.
Группа работает в организованном режиме, групповая терапия осуществляется в условиях совместной деятельности, куда входят труд, занятия спортом и прикладными искусствами, развлечения и пр.. Во время групповой психотерапии обсуждается поведение (здесь и теперь), его естественные последствия в настоящее время и связь с ( там и тогда) в жизни пациента. Специальные занятия с использованием психодрамы , психопантомимы, проективной арттерапии и т.д. дополняют дискуссионные формы. От группы ожидается, что каждый пациент достигнет инсайта, по возможности обретет корригирующий опыт, и будет испытывать и тренировать новью, более адаптивные формы поведения. В группу входят пациенты с различными симптомами и проблемами, и формирование тренингов должно быть адекватным для всех участников. Активизируется направленное воображение для приобретения опыта, расширяющего диапазон мышления, для тренинга специфических физических ощущений, что может положительно влиять на некоторые симптомы в ходе индивидуальной психотерапии. Применяют их для символического удаления симптома при активном участии фантазии пациентов. Групповые приемы способствуют удовлетворенности пациентов результатами, более быстрому уменьшению симптомов и росту их готовности к самостоятельной воспитательной и терапевтической работе без нарушений основного группового терапевтического процесса.
ПЕРЕНОС (перенесение, трансфер)
Перенос пациентом на специалиста чувств, испытываемых им к другим людям в раннем детстве, т. е. проекция ранних детских отношений и желаний на другое лицо. Первоначальные источники реакций переноса — значимые люди ранних лет жизни ребенка. Обычно это родители, воспитатели, с которыми связаны любовь, комфорт и наказание, а также братья, сестры и соперники. Реакции переноса могут обусловливаться более поздними отношениями с людьми, и даже современными, но тогда анализ вскроет, что эти позднейшие источники скорее вторичны и сами произошли от значимых лиц раннего детства.
Реакции переноса в дальнейшей жизни более вероятны по отношению к людям, которые выполняют специальные функции, первоначально принадлежащие родителям. Следовательно, возлюбленные, руководители, учителя, актёры, психотерапевты и знаменитости особенно активизируют перенос. Все человеческие отношения содержат смесь реальных реакций и реакций переноса. В повседневной жизни перенос возникает самопроизвольно и спонтанно, в том числе в отношениях больного к специалисту. Явление это главным образом бессознательное. Перенос может переживаться как эмоции, побуждения, фантазии, отношения, идеи или же защиты против них, которые всегда неуместны, неподходящие в настоящем, тогда как в прошлом были вполне адекватными реакциями.
Пациент переносит на специалиста гамму нежных и часто смешанных с враждебностью чувств. В зависимости от их характера (нежно-дружеские или злобно-ревнивые) перенос может быть позитивным или негативным. Появление этих тенденций не вызывается какими-либо реальными отношениями и связано с давними, сделавшимися бессознательными фантазиями-желаниями. Ту часть своей жизни, которую человек не может вспомнить, он снова переживает в своем отношении к специалисту. Так, перенос на специалиста интенсивных нежных чувств не может быть объяснён ни поведением специалиста, ни сложившимися во время тренинга взаимоотношениями. Перенос иногда проявляется в бурном требовании любви, иногда в более умеренных формах; вместо желания быть возлюбленной у молодой девушки может возникнуть желание стать любимой дочерью пожилого мужчины. У пациентов мужчин дела обстоят несколько иначе. Та же привязанность к специалисту, та же переоценка его качеств, та же поглощенность его интересами, та же ревность по отношению ко всем, близким ему, но чаще, чем у женщин, наблюдается враждебный, или негативный перенос. Враждебность, так же как и нежность, означает чувственную привязанность, подобно тому, как упрямство — ту же зависимость, что и послушание, хотя и с противоположным знаком.
Одним из способов перенос преодолевается созданием условий осознания пациентом того, что его чувства не вызваны данной ситуацией и относятся не к личности специалиста, а повторяют то, что с ним уже было раньше. Таким образом, повторение необходимо перевести в воспоминание. Тогда перенос (нежный или враждебный), казавшийся значительной помехой тренингу, становится лучшим его орудием, открывающим самые сокровенные тайники душевной жизни. Перенос является носителем жизненно важной информации о прошлом пациента, о его репрессированной истории. В психологии это называется «невроз переноса». Чтобы описать совокупность реакций перенос, когда анализ и психоаналитик становятся центром эмоциональной жизни пациента и невротический конфликт пациента вновь оживает в психоаналитической ситуации. Психоаналитическая техника направлена на то, чтобы обеспечить максимальное развитие невроза переноса, который может быть разрешен путем психоанализа, а специалист при этом играет роль катализатора. Перенос следует рассматривать как новый вариант старой проблемы, новый невроз, заменивший первый. Здесь, однако, можно видеть возникновение и развитие этого нового невроза, хорошо разобраться в нем, так как терапевт находится в центре как объект. Все симптомы пациента лишились своего первоначального значения и приспособились к новому смыслу, имеющему отношение к переносу. Преодоление этого нового, искусственного невроза и означает освобождение от болезни. Человек, ставший нормальным по отношению к специалисту и избавившийся от действия вытесненных влечении, остается таким и в обычной жизни, когда специалист отстраняется. Такое исключительное, центральное значение переноса имеется при истерии, неврозе страха и неврозе навязчивых состояний, объединяемых поэтому под названием «невроз переноса».
СИСТЕМА КОРРЕКЦИИ В КОЛЛЕКТИВЕ
Предоставляемая система в качестве главных терапевтических факторов включает: комплексное воздействие управляемого терапевтического коллектива на пациента в интеллектуальной сфере, осознание пациентом значения психогенных факторов и собственной роли в возникновении конфликтов, в некоторых случаях с включением анализа переживаний раннего детства, в эмоциональной сфере «эмоциональная реакция, поддержка со стороны группы и эмоциональная коррекция отношений», в области поведения «релаксация в форме аутогенной тренировки», тренинг навыков более адекватного межличностного поведения и контроля над отдельными симптомами. Кроме того, подчеркивается значения рада суггестивных факторов, проявляющихся как косвенно - путём влияния на ожидание пациента атмосферы коллектива со своим климатом и своими традициями, так и непосредственно - с помощью использования на отдельных коллективных сеансах адаптации в обыденном состоянии, направленных на закрепление достижений патогенетического анализа или прямо на устранение симптомов.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Это этапы группового процесса, характеризующиеся специфическими видами активности и взаимодействия участников группы и выполняющие различные функции. Специфический фазный характер процесса групповой психопрактики, который обнаруживается на уровне как общегрупповых переменных, так и индивидуально-психологических показателей. Существование различной периодизации группового процесса определяется разными теоретическими ориентациями, схемами наблюдения и параметрами, исследование которых послужило основанием для выделения определенных этапов развития психотерапевтической группы.
Первый этап развития психотерапевтической группы представляет собой период образования группы как таковой и совпадает с поступлением пациентов и их адаптацией к новым условиям. Пациенты имеют различные установки и ожидания относительно занятий: более или менее реалистические, оптимистические или пессимистические, направленные на реализацию или амбивалентные, но практически для всех вначале характерны преувеличение роли фармакотерапии и симптоматических методов терапии. Отсутствие адекватных представлений о психотерапии вообще и групповой психотерапии в частности, стремление перенести ответственность за процесс и результаты терапии на психотерапевта, непонимание значения собственной активности в достижении положительных результатов терапии, ожидание от специалиста директивного поведения в роли руководителя. Эти установки проявляются в надежде на различного рода направляющие инструкции психолога, пациенты ждут от него указаний, руководства, активных действий. Типичны также приписывание психотерапевту роли учителя, вера в магию белого халата. Пациенты говорят о своих симптомах и самочувствии, пытаются обсуждать общие или малосущественные проблемы. Несоответствие поведения психолога ожиданиям пациентов вызывает у последних беспокойство, которое накладывается на индивидуальную тревогу и напряжение, связанные с началом тренинга, отрывом от привычной обстановки, страхом перед неизвестной формой терапий, наличием симптоматики (а иногда и с ее усилением в этот период), а также с внутриличностными и межличностными проблемами. Все это вместе создает в группе высокий уровень напряжения, что является характерной чертой первого этапа. Иногда в этом этапе может наблюдаться период, обозначаемый как псевдосплоченность и представляющий собой псевдотерапевтическую, неконструктивную активность пациентов. Псевдосплоченность чаще реализуется в 3 основных вариантах. Первый может быть обозначен как <<мы очень хорошие». Такая ситуация складывается, если группа состоит из достаточно активных пациентов, имеющих сходный довольно высокий социальный статус и считающих интеллектуальные компоненты психотерапии очень важными. В группе, состоящей из таких пациентов, период знакомства, занимающий, как правило, первое занятие, иногда растягивается на несколько сеансов и превращается в длительный рассказ каждого, направленный на драматизацию объективной жизненной ситуации, утрированное подчеркивание «объективных» причин своего заболевания, обвинения окружающих, перенесение на них ответственности за все беды. Тогда иллюзия «уникальности собственных страданий» сменяется ощущением уникальности страданий собравшихся в группе людей, которые, будучи «честными, искренними, порядочными, справедливыми, ответственными, чувствительными» гораздо сильнее, чем все другие — «толстокожие как слоны, безответственные», мучаются от несправедливости и несовершенства человеческой жизни и отношений. На этом фоне в формируется псевдосплоченность, препятствующая выработке психотерапевтических норм и дальнейшему развитию группы в терапевтическом направлении. В данном случае можно говорить, что основой псевдосплоченности является «псевдоэмоциональная поддержка». Второй вариант псевдосплоченности может сформироваться на основе «научности». Это наблюдается, если группа, безрезультатно требуя от психотерапевта теоретических обоснований, сама (обычно при наличии пациентов, профессионально причастных к медицине, психологии, физиологии, педагогике) начинает выдвигать и обсуждать концепции, касающиеся стресса, механизмов невротических расстройств, особенностей человеческой психики и общения и т. д. И наконец, третьим вариантом псевдосплоченности может являться ситуация «козла отпущения», на котором длительное время неконструктивным образом концентрируется внимание группы. Такая роль чаще всего отводится пациенту, резко отличающемуся своим поведением от других членов группы (например, пациент — представитель молодежной культуры). Этот феномен можно обозначить как псевдоконфронтацию.
В группе, развитие которой характеризуется наличием периода псевдосплоченности, обычно все заканчивается взаимными советами, которые каждый из членов группы слышал в своей жизни много раз и не раз имел возможность убедиться в их абсолютной бесполезности. Такая группа неизбежно разочаровывается в избранной позиции и начинает понимать ее непродуктивность. Задача специалиста в этот период заключается в том, чтобы помочь группе вскрыть подлинный смысл происходящего, ее конфликтогенность и непродуктивность, защитный характер, сходность с позициями пациентов в реальной жизни. Выход из такой ситуации сопровождается новым повышением напряжения в группе, обусловленным осознанием неконструктивности сложившейся ситуации и ощущением исчерпанности собственных возможностей ее разрешения. Формально псевдосплоченность - негативное явление, так как замедляет процесс выработки групповой культуры, однако ее наличие может сыграть важную положительную роль, поскольку группа приобретает первичный опыт анализа и переработки возникающих трудных ситуаций. Независимо от наличия или отсутствия псевдосплоченности первого этапов развития психотерапевтической группы в целом характеризуется пассивным, зависимым поведением пациентов и высоким уровнем напряжения в группе. В литературе этот этап чаще всего получает такие названия, как «этап ориентации и зависимости», «этап псевдоинтеграции», «этап пассивной зависимости», «этап напряжения», «этап поиска смысла», «этап регрессивности», «этап неуверенности».
Второй этап развития психотерапевтической группы также характеризуется высоким уровнем напряжения, но, в отличие от первого, где напряжение сопровождается пассивностью людей, здесь поведение их становится более активным, аффективно заряженным, со скрытой или явной агрессией по отношению к специалисту. Происходит борьба за лидерство, место в группе, обостряются внутригрупповые конфликты, четко распределяются роли, растет сопротивление. Важной составляющей этой фазы является наличие у пациентов агрессивных чувств к специалисту, который воспринимается либо как непрофессионал, либо как холодный, безразличный человек, не желающий помочь группе и демонстрирующий свою оторванность, отстраненность от нее. Однако группа далеко не всегда и не сразу открыто проявляет свои чувства к психотерапевту, поскольку рассматривает его как формального лидера, официальное лицо, стоящее вне критики, выражать агрессивные чувства к которому запрещено. В таком случае в качестве объекта приложения агрессивных чувств может избираться один из членов группы либо сам метод как бы безотносительно к специалисту. Главными темами в этот период являются открытое выражение чувств к специалисту, обсуждение актуальной ситуации в группе, сопоставление взглядов и позиций ее участников, в частности, касающихся ожиданий пациентов и дальнейшего функционирования группы. Помочь выйти из этой ситуации может только открытая конфронтация группы со специалистом, а, по сути, со своими собственными чувствами, так как открытое выражение чувств в отношении психолога, с одной стороны, является предпосылкой для развития истинной сплоченности. А с другой — уже в этот период создает благоприятные условия для вскрытия и анализа многих значимых для пациентов проблем, таких, как поиск поддержки, зависимость и самостоятельность, подчинение и доминирование, ответственность, соперничество, взаимоотношения с авторитетами (в том числе и с родителями), атрибутирование негативных эмоций и т. д.Многие из этих проблем переносятся пациентами на психолога, и выход на них и частичная их переработка могут быть осуществлены уже на этом этапе за счет анализа взаимоотношений с психологом. В группе, прошедшей этап псевдосплоченности, конфронтация со специалистом, открытое выражение эмоций происходят более спонтанно и интенсивно. Это связано с уже имеющимся опытом анализа групповой ситуации, выражения негативных чувств без катастрофических последствий, а также с более высоким уровнем напряжения в группе, так как у пациентов возникает ощущение, что психолог не только сам ничего не предлагает, но и не поддерживает а, напротив, критикует их начинания. На этом этапе развертывается широкая дискуссия, суть которой заключается в том, что, по мнению ряда авторов, конфронтация группы со специалистом является чрезвычайно травматичной для пациентов, влечет за собой непомерный рост напряжения, усиливает тревогу, поэтому прямой конфронтации следует всячески избегать. Спонтанная конфронтация группы со специалистом далеко не всегда носит выраженный характер, при этом если психолог занимает позицию внимательного, доброжелательного, понимающего консультанта, недирективно направляющего активность группы, то конфронтация может вообще усилиться. Однако указанная позиция специалиста, адекватно понимаемая и принимаемая пациентами, формируется лишь в процессе групповой динамики, по мере развития и структурирования группы. Как бы правильно ни вел себя специалист, его поведение из-за специфики групповой психотерапии (как метода, где основным инструментом воздействия выступает не столько специалист, сколько группа) первоначально всегда будет расходиться с ожиданиями пациентов. В этой фазе речь идет не столько о конфронтации с психологом, сколько о конфронтации пациентов со своими собственными ожиданиями, чувствами, конфликтами и проблемами. Опыт показывает, что попытки избежать этот этап, игнорируя указанные явления, приводят к снижению психотерапевтического потенциала группы, активности, спонтанности и самостоятельности пациентов, искажению группового процесса и превращению его в лучшем случае в индивидуальную психотерапию в группе, а также к директивной позиции психолога. Кроме того, при этом часто провоцируется преждевременная, психотерапевтически бесполезная (а иногда и вредная) концентрация внимания группы на одном из участников (поиски козла отпущения). Конфронтация с психологом более эффективна для развития группы, и менее травматична для пациентов, так как способствует выработке групповых норм в более сжатые сроки, позволяет группе приобрести за счет психолога опыт преодоления сложных ситуаций и страха перед негативными эмоциями. Именно выражение и вербализация негативных эмоций представляют для пациентов особую трудность, блокируют их, так как пациенты боятся превратиться из субъекта агрессии в ее объект. Поэтому гораздо менее травматичным для пациентов является приобретение опыта на материале, где объектом негативных чувств является специалист, который к тому же способен продемонстрировать конструктивный путь выхода из подобной ситуации. Напряжение должно полностью контролироваться специалистом и определяться как общегрупповой ситуацией, так и индивидуальными особенностями членов группы и самого тренера, а также его профессиональным опытом. От степени интенсивности этапа и конструктивности ее переработки во многом зависит дальнейший психотерапевтический потенциал группы. Недостаточная проработанность этого этапа, а тем более ее игнорирование существенно влияют на ход группового процесса и периодически могут блокировать групповую активность, особенно при появлении в группе новых, более сложных и напряженных проблем. Завершением этого периода считают открытое выражение чувств к специалисту и анализ их причин. В литературе эта фаза обозначается как «этап растормаживання агрессивности», «этап борьбы», «этап конфликта между членами группы и формальным лидером», «этап бунта в отношении специалиста». Третий этап развития психотерапевтической группы характеризуется процессом структурирования группы, консолидацией ее норм, целей и ценностей. Проявляются активность, самостоятельность и ответственность каждого члена за себя самого, других участников и группы в целом. Формируется групповая сплоченность - важнейшее условие эффективности психотерапевтической группы. Совместная деятельность по разрешению кризисной ситуации, в которой большинство пациентов испытывали похожие чувства и которую решали сходным путем, совместная выработка групповых норм делают для пациента более естественным процесс принятия «групповой культуры». Таким образом, у пациента развивается чувство принадлежности к группе, ответственность за ее работу. В ответ пациент получает признание группы, что оказывает влияние на степень самоуважения и принятия человеком самого себя. В свою очередь, это повышает привлекательность группы для каждого отдельного пациента и способствует дальнейшему развитию групповой сплоченности. Эта фаза называется «этап развития сплоченности», «этап развития сотрудничества», «этап выработки групповых норм», «этап взаимного распределения функций».
Четвертый этап развития представляет собой фазу активно работающей группы. Возникшая ранее сплоченность, заинтересованность участников друг в друге, эмоциональная поддержка, искренность, спонтанность создают возможности для развития процесса, направленного на решение собственно психотерапевтических задач. Дня этого периода характерно принятие решений и использование приобретенного опыта во внутригрупповых ситуациях. Обозначается как «рабочий этап», «этап развития», «этап целенаправленной деятельности», «этап изменения отношений и установок», «этап выработки новых ценностей».
Наличие в группе клиентов с хорошими результатами от проведенного тренинга, находящихся на разных этапах его, усиливает действие терапевтических факторов (при групповой и коллективной психотерапии, групповых формах тренинга, аутогенной тренировки и др.). Появление перспективы становится новым мотивом, помогающим продолжать занятия и преодолевать трудности.
В этой же плоскости, но с ориентированностью в будущее, находятся такие факторы, как вера, надежда, которые выражают частично осознанную возможность достижения цели. Внушение и поддержание надежды, веры в результат имеют место при всех видах психотерапии. В качестве основного механизма терапевтического действия они выступают при использовании прямых суггестивных внушений, плацебо-терапии и некоторых других. Появление и укрепление веры у пациента в успешность психотерапии неразрывно связано с верой психотерапевта в себя и в эффективность применяемого им метода. Способность специалиста с первых встреч «заразить» пациента уверенностью, привить ее, часто предопределяет успех последующих действий специалиста. Вера в реализацию идей и возникновение положительной перспективы, появление надежды неотделимы друг от друга и обращены прежде всего к «здравой» части личности.
В зависимости от специфики конкретной группы указанные этапы могут иметь различную продолжительность, однако в целом первые два занимают обычно от 20 до 30% времени работы психотерапевтической группы.

ФАКТОРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО ДЕЙСТВИЯ ПСИХОТЕРАПИИ
Ответить на вопрос о том, какие факторы определяют оздоровительное действие того или иного метода психотерапии — значит приблизиться к управлению процессом психотерапии. Для выделения наиболее значимых факторов результативного действия психотерапии используются три подхода:
1 исследование представлений пациентов о том, чем помог им данный метод психотерапии;
2) исследование оценок психотерапевтов, проводящих занятия:

3 исследование заключений независимых экспертов (родственников, друзей, знакомых, сотрудников и т.д.), не вовлеченных в психотерапевтический процесс.
Выделение тех или иных факторов в значительной степени определяется теоретическими взглядами исследователей. Поэтому в рамках каждого из основных направлений подчеркивается роль различных факторов значимого действия психотерапии. Основные факторы терапевтического действия психотерапии целесообразно рассмотреть в соответствии с тремя важнейшими планами функционирования человека: эмоциональным, познавательным (когнитивным) и поведенческим.
Преимущественно с эмоциональной сферой связаны такие факторы, как безусловное принятие, толерантность, интерес, симпатия, забота, групповая сплоченность, катарсис, переживание сильных эмоций, проявление интенсивных личных чувств, альтруизм, коррективный эмоциональный опыт, перенос, идентификация.
Преимущественно к поведенческой сфере относятся такие факторы точимого действия психотерапии, как получение новой информации, советы и рекомендации, интеллектуализация, обратная связь, самоэксплорация, конфронтация, тестирование реальности, универсальность (осознание и ощущение общности). В эту группу входят механизмы воздействия, которые в значительной степени снижают уровень неопределенности представлений пациента о своей проблеме, личностных проблемах, ближайших целях и задачах, что приводит к дистанцированию от значимых переживаний, которые послужили источником декомпенсации, обесцениванию их. Происходит расширение образа Я за счет включения в него прежде отвергаемых его аспектов: представления о себе, своем поведении, целях, способах их реализации. В некоторых видах психотерапии изменения в этой плоскости являются определяющими — в рациональной, групповой и коллективной психотерапии, когнитивной психотерапии, рационально-эмоциональной психотерапии, личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии.
К поведенческой сфере могут быть отнесены и такие факторы терапевтического действия психотерапии, как межличностное научение, имитационное научение (подражание), десенсибилизация, экспериментирование с новыми формами поведения, приобретение навыков социализации. Научение в широком смысле при разных формах психотерапии происходит как прямо — через инструкции, рекомендации, команды, советы, так и косвенно — путем наблюдения, моделирования, явного и неявного использования поощрения и наказания (чаще в форме социального неодобрения, неприятия). Групповые формы психотерапии для реализации научения предоставляют большие возможности. Группа позволяет пациенту исследовать особенности межличностных взаимодействий, вычленить в них конструктивные и неконструктивные элементы, приносящие удовлетворение или вызывающие негативные переживания, выбрать адекватные стереотипы поведения в соответствии с собственными целями и с учетом ожиданий других..

Ответить

Вернуться в «МОЙ ОПЫТ, ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость